№
|
Содержание
|
Кол.
час
|
Дата
|
Классная
работа
|
Самостоятельная
работа
|
Наглядные пособия, ТСО
|
Домашняя
работа
|
Примечание
|
Повторение. (2 часа)
|
1
|
Мой родной Башкортостан
|
1
|
|
|
|
Учебник
|
|
Прочитать «Сказку про Асылыкуль
|
2
|
Стихи и песни о родном крае
|
1
|
|
|
|
Учебник, видеоматериалы
|
|
Прочитать по учебнику 21-32 стр.
|
История и культура народов Башкортостана (2 часа)
|
3
|
Общее понятие о культуре. Материальная и духовная культура.
|
1
|
|
Рассказ о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей. Понятие о материальной и духовной культуре. Многозначность термина «культура».
|
Рассказ об орнаменте, украшениях, декоративно-прикладном искусстве, национальной кухне, музыкальных инструментах, верованиях, традициях, обычаях, устном народном творчестве, литературе, искусстве местного населения
|
Учебник,
иллюстрации
|
Прочитать по учебнику 21-32 стр.
Подготовить выступления о городе Уфе
|
|
4
|
Многонациональная культура народов Башкортостана. Уфа - столица Башкортостана
|
1
|
|
Рассказ о многонациональной культуре народов Башкортостана. Понятие о коренном народе. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
Об основании г. Уфы.
|
Сравнение языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Выступления о городе Уфе
|
Учебник, видеоматериалы
|
Прочитать по учебнику 21-32 стр.
|
|
Башкортостан в древности (4 часа)
|
5
|
Первые люди на Урале
|
1
|
|
Беседа о пещере Шульганташ, о городищах-крепостях Аркаим, Олаир, Уфа-2.
|
Составление таблицы, сообщение о племенах
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.42
|
|
6
|
Древние башкиры
|
1
|
|
Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Беседа о племенах эпохи раннего средневековья на территории Южного Урала (5-8 века)
|
Характеристика материальной культуры, хозяйства, быта башкир.
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.50
|
|
7
|
Родо –племенной состав башкир
|
1
|
|
Беседа об исторических сведениях о «стране башкир», о происхождении башкир, о родоплеменной организации. «Семиродие».
|
Сообщение об этнониме «башкорт».
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.56
|
|
8
|
Верования древних башкир
|
1
|
|
Беседа о верованиях древних башкир, о культе животных и птиц.
|
Чтение и обсуждение легенд «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь»
|
Учебник, видеоматериалы
|
|
|
Башкирский фольклор 8 ч
|
9
|
Основные жанры фольклора
|
1
|
|
Беседа о народном творчестве как части культуры, об отличии фольклора от профессиональной литературы, об основных жанрах фольклора
|
Привести примеры сказок, легенд, преданий, загадок, пословиц, песен.
|
Учебник,
|
Ответить на вопросы на стр.58
|
|
10
|
Сказки. Сказки о животных
|
1
|
|
Беседа о сказочном мире башкир, о видах народных сказок, о сказки о животных, об их связи с древнейшими представлениями людей.
|
Чтение и обсуждение сказок «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина». Характеристика основных героев этих сказок.
|
Учебник, Башкирские народные сказки
|
Ответить на вопросы на стр.64
|
|
11
|
Волшебные сказки
|
1
|
|
волшебных сказках, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло.
|
Чтение и обсуждение сказок «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей». Оптимизм волшебных сказок.
|
Учебник, Башкирские народные сказки
|
Ответить на вопросы на стр.77
|
|
12
|
Бытовые сказки
|
1
|
|
Беседа о бытовых сказках, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность.
|
Чтение и обсуждение сказок «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь»
|
Учебник, Башкирские народные сказки
|
Ответить на вопросы на стр.87
|
|
13
|
Богатырские сказки
|
1
|
|
Беседа о богатырских сказках.
|
Чтение и обсуждение сказок«Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».
|
Учебник, Башкирские народные сказки
|
Ответить на вопросы на стр.98
|
|
14
|
Шуточные сказки и кулямасы
|
1
|
|
шуточных сказках, кулямасах. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Отражение находчивости и остроумия в кулямасах.
|
Чтение и обсуждение сказок «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя.
Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине, «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».
|
Учебник, Башкирские народные сказки
|
Ответить на вопросы на стр.117
|
|
15
|
Собиратели и исследователи башкирских сказок
|
1
|
|
Беседа о собирателях и исследователях башкирских сказок
|
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.123
|
|
16
|
Легенды и предания
|
1
|
|
Беседа о пословицах и поговорках, загадках. Легенды и предания.
|
Чтение и прослушивание, обсуждение, сравнение сказок русского, татарского, марийского, чувашского и других народов.
|
Учебник, УНТ.Легенды и предания
|
Ответить на вопросы на стр.136
|
|
17
|
Контрольная работа
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Классики башкирской литературы детям 8ч
|
18
|
М. Гафури Жизнь и творчество
|
1
|
|
Беседа о первом народном поэте Башкортостана, о его биографии и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.
|
Чтение и прослушивание, обсуждение, басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка». Мораль басен
|
Учебник, портрет поэта,
аудио материалы
|
Ответить на вопросы на стр.195
|
|
19
|
Д. Юлтый «Маленький Кутуш»
|
1
|
|
Беседа о биографии писателя и краткая характеристика его творчества.
|
Чтение рассказа «Маленький Кутуш» и беседа по его содержанию. («Философия Тимеркая»). Тема борьбы за свободу и социальную справедливость.
|
Учебник портрет поэта,
|
Пересказ содержания рассказа
|
|
20
|
Р. Нигмати. Беседа о Родине, о Москве
|
1
|
|
Беседа о биографии и творчестве поэта.
|
Чтение поэмы «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа о Родине, о столице Москве.
|
Учебник, Учебник, портрет поэта
|
|
|
21
|
М. Карим «Таганок»
|
1
|
|
Беседа о биографии писателя, краткая характеристика его творчества.
|
Чтение и прослушивание, обсуждение повести «Таганок».
|
Учебник, портрет писателя
|
Пересказ содержания рассказа
|
|
22
|
М. Карим «Таганок»
|
1
|
|
Беседа о дружбы и экологии в повести «Таганок».
|
Характеристика героев в повести «Таганок».
|
Учебник
|
Пересказ содержания
|
|
23
|
З. Биешева «Мастер и Подмастерье»
|
1
|
|
Беседа о биографии писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».
|
Чтение и прослушивание, обсуждение рассказа «Мастер и подмастерье».
|
Учебник, портрет писателя
|
Пересказ содержания
|
|
24
|
З. Биишева «Мастер и Подмастерье»
|
1
|
|
Беседа о корысти и бескорыстия, честности и лжи в рассказе «Мастер и подмастерье».
|
Обсуждение рассказа «Мастер и подмастерье». Характеристика героям
|
Учебник, видеоматериалы
|
|
|
25
|
Ф. Исянгулов «Мост Хамита»
|
1
|
|
Беседа о биографии писателя, краткая характеристика его творчества Рассказ «Мост Хамита».
|
Чтение, обсуждение рассказа «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека».
|
Учебник, портрет писателя
|
Пересказ содержания
рассказа
|
|
Музыка 3 ч
|
26
|
Музыкальные инструменты. Курай. Образ курая в литературе и искусстве
|
1
|
|
Беседа о музыкальных инструментах башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший инструмент. Памятник кураю. О высказываниях русских ученых, исследователей края
|
Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае».
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.178
|
|
27
|
Кубыз и домбра.. Музыкальные инструменты.
|
1
|
|
Беседа о кубызе, его строении и разновидности, о Р. Загретдинове как известном кубызисты мира и республики.
Беседа о домбра. Возрождение башкирской домбры. В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.
|
Выступления о Р. Загретдинове и В. Шугаипове
|
Учебник, видеоматериалы
|
Ответить на вопросы на стр.182
|
|
28
|
Музыкальные инструменты других народов Башкортостана
|
1
|
|
Беседа об открытии в музыкальных учебных заведениях отделений с классами башкирских народных инструментов.
|
Выступления о музыкальных инструментах других народов Башкортостана: русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы).
|
Учебник, видеоматериалы
|
|
|
Народные детские игры 2 ч
|
29
|
Роль игры в воспитании детей. Подвижные игры
|
1
|
|
Беседа о роли игры в воспитании детей, о видах детских игр башкирского народа, о зимних играх.
|
Рассказ: игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками.
|
Учебник, методическая папка
|
Записать детские игры ваших бабушек, дедушек, родителей
|
|
30
|
Детские игры других народов Башкортостана
|
1
|
|
Беседа о детских играх других народов Башкортостана. Общие элементы в них.
|
Разучивание народных игр.
|
Учебник, методическая папка
|
|
|
Народная медицина 2 ч
|
31
|
Особенности народного врачевания
|
1
|
|
Беседа об особенностях народного врачевания.
Использование в народной медицине средств растительного и животного происхождения. Лечение минералами
|
Рассказ о лекарственных растениях
|
Учебник
|
Написать пословицы и поговорки.
|
|
32
|
Магические способы лечения
|
1
|
|
Беседа об магических способах лечения: обряды осоклау и кот койоу - отливание души. Стихотворные заклинания. Рациональное зерно в этих обрядах.
|
Примеры стихотворных заклинаний.
|
Учебник
|
|
|
33
|
Контрольная работа
|
1
|
|
|
|
|
|
|
34
|
Итоговое обобщение
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|