Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Туристко-краеведческая работа
туристическая команда школы на районных туристических соревнованиях - 2013 Мы на вершине Большой Иремель. 2010 год. Туристско – краеведческая викторина – 2009
а.)шалаш б) колодец в) звездный г)таежный д) нодья. 2. Из семян какого растения получают манную кашу: а) ячмень б) пшеница в) рожь г) просо д) овес 3. какое дерево для костра имеет наибольшую теплоотдачу: а) липа б) осина в) ольха г) дуб д) сосна 4.если угли в костре быстро покрываются золой и тлеют, то это: а) к дождю б)к ветру в) к хорошей погоде 5. В походе по тайге, где нет населенных пунктов, троп и дорог, наиболее безопасный путь движения следует выбрать: а) по азимуту б) по гарям в) вдоль рек 6.каково расстояние на местности, если на карте это расстояние 8 см., а масштаб 1:10000 а) 800м. б)80см. в) 8 км. г) 800м. 7. Нарисуйте топознаки: родник, болото, кустарники, тропа, смешанный лес
8. В каком из вариантов правильно расположены буквы и числа а) 0 90 180 270 б) 0 90 180 270 в) 0 90 180 270 г) 0 90 180 270 С Ю В З З В Ю С С З Ю В С В Ю З 9. Какой узел применяется при спуске «самостраховкой»: а) булинь б) брамшкотовый в) схватывающий г) стремя 10. что означает знак: а) да б) попытаемся взлететь в) требуется карта и компас г) нужны медикаменты д) нужен врач. 11. Назовите Героев Советского Союза из нашего района 12. Назовите площадь Бураевского района и год образования. 13. Назовите деревню, где в сентябре 1774 года произошло сражение армии Салавата Юлаева с армией Рылеева. 14. Назовите героя гражданской войны, выходца из нашего района. 15. Сколько памятников установлено в с. Бураево, назовите их. 16. Какие травы можно использовать от натирания ног в походе. 17. У какой деревни в нашем районе была стоянка древних людей. 18. Назовите Героя Советского Союза из Бураевского района, чей 85 –летний юбилей отмечали 2 мая 2009 года 19. Сколько лет исполнилось образованию Башкирской Советской автономии 20. Назовите самую ближайшую железнодорожную станцию. Трехдневный зачетный поход - Белорецкий район. Скала "Семь братьев". Сентябрь 2012 года. Доклад о туристско-краеведческой деятельности Выступление на семинарском занятии учителей географии Бураевского района РБ О туристско – краеведческой работе в школе. Из опыта работы учителя географии МОБУ СОШ д. Новотазларово Хайруллиной Ф.В.
Еще в XVIII веке великий ученый-педагог Ян Амос Коменский в своей книге « Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Д.Д.Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: « Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик». Однако в школьной программе по географии для школьного краеведения не отводится достаточного времени, вот и получается так, что преподаватели географии в большинстве случаев по собственной инициативе занимаются краеведением и туризмом. Но всегда надо помнить и знать о том, что именно знания о своем родном уголке вызывают интерес, развивают эмоциональное отношение к окружающему миру, способствуют у учащихся развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера. Краеведение – это не обязанность, а увлеченность человека, занимающегося интересным для него делом. Но каждый из нас, географов понимает, насколько надежным инструментом воспитания учащихся является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества : чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви и бережного отношения к природе, к земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, чувства уважения к людям труда. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек вырос и живет. Итак, туристско- краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии в этих условиях – формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», и все это предполагает осмысливание более эффективных средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся. Как любой учитель, в своей работе я применяю различные приемы и методы, но за все годы работы учителем географии я больше всего времени отдавала краеведению и туризму. Стараюсь я реализовать краеведческий принцип обучения, используя разнообразные формы и методы, средства обучения. Это практические работы, экскурсии, походы, исследовательская деятельность учащихся и т.д. В организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов: первый – это комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края – природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства, народных промыслов. Но как вы все понимаете охватить все это одному учителю это невозможно, для организации краеведческой работы в нашей школе привлекаются учителя истории, литературы, биологии и т.д. вторым принципом является поисково-исследовательское направление в изучении родного края, которое способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся, развитию творческих способностей. Выделяются два направления в краеведческом принципе обучения: географо-краеведческая работа на уроке и внеклассное краеведение. Целью обязательной географо-краеведческой работы на уроке является успешное выполнение программы. Для этого я использую бытовые наблюдения и краеведческий материал, пытаюсь вызвать у учащихся ассоциативные связи между фактами их повседневных наблюдений окружающей среды и теоретическим материалом, т.е. реализовать обучение по принципу «от близкого к далекому». ( коротко о ведении наблюдении за погодой, о оставлении графиков, розы ветров, о составлении характеристики климата своей местности и сравнений с климатограммой г.Бирска). Особую роль играют в развитии краеведческих знаний уроки-экскурсии, которые предусмотрены по программе в 6, 8 классах.( о том, как уч-ся 6 кл. составляют описание рельефа, вод своей местности). Например, при изучении тем «Воды и водные ресурсы» в 8 классе и в 6 классе «Реки. Озера» мы рассматриваем не только крупные географические объекты, но и малые реки, озера своей местности. Определяем речную систему, речной бассейн, даем характеристику рек Бигайле, Азяк, Б.Танып. При этом учащиеся понимают о необходимости охраны не только крупных, но и малых рек и озер. ( паспорта этих объектов составлены ).(об использовании краеведческого материала по экономической географии в курсе географии в 9 классе) Внеклассное краеведение, цель которого – практическое изучение родного края, во многом опирается на теоретические знания учащихся, дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению местности. Все годы работы в школе я вела краеведческий кружок, последние два года мы работаем как педагоги дополнительного образования. Разработала образовательные программы «юный краевед и юный турист», «музейное дело», « Географическое краеведение». Эти программы разработаны по реальным возможностям и предусматривают изучение не только физической, но и социальной географии, этнографии, истории населенного пункта, культуры местного населения, предусматривается также экологическое воспитание. Формы и методы реализации программы разнообразны. Это программные занятия, экскурсии, практикумы на местности, туристические походы, тематические вечера и внеклассные мероприятия. Для реализации задач курса я использую карты, атласы, коллекции минералов, типов почв, гербарии, альбомы из музея, фотоматериалы и т.д. Помогает при этой работе то, что я все эти год работаю руководителем школьного исторического музея, где силами краеведов собран большой материал об истории, природе и культуре своего края. Работает совет музея, который занимается систематизацией экспонатов. Члены совета музея активно участвуют при организации экспозиции, при сборе новых экспонатов для музея, организуются мини -экскурсии, лекции для младших школьников. Музей паспортизован. В 2007 году приняли участие в переаттестации школьных музеев РБ и вошли в состав лучших школьных музеев РБ. Ежегодно участвуем в конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества» и неоднократно занимали призовые места на районном и республиканском уровне по номинациям «Родословие. Земляки», «История образования и детского движения», «Военная история». Участвовали в республиканском конкурсе юных экскурсоводов «по малой родине моей» в номинации «Тематические экскурсии» и наша ученица Шайхутдинова Гульчачак заняла 2ое место. Ежегодно участвуем в республиканской заочной краеведческой викторине «Страна заповедная- Башкортостан» и республиканском конкурсе по туристским походам среди учащихся. Участвуя в республиканском конкурсе «Юный этнограф» учащиеся Ахметшина Динара и Саяпова Ляйсан заняли второе место и награждены почетными грамотами. Ежегодно также члены туристско-краеведческого объединения занимают призовые места по КТМ, по ТПТ, по конкурсной программе на районных туристических соревнованиях. Краеведение и туризм это надежная нить, на которую благодатно нанизывается все, что имеется в методическом арсенале учителя. Краеведческому принципу обучения с использованием интеграционных межпредметных связей способствует внеклассная работа, и в первую очередь походы и экскурсии, во время которых расширяется сфера общения, накопление положительного опыта поведения, создаются условия для формирования нравственных качеств личности, воспитываются чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощь и взаимовыручка. Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные нормы общежития приобретают весьма конкретную жесткую реальность ( по принципу «хлеба горбушка, и то пополам»). Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание того, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это воспитывает ответственность, взаимовыручку, бережливость. Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций. К.Д.Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт сам по себе имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать слову педагога, а день, проведенный ребенком среди лесов и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Новотазларово муниципального района Бураевский район РБ
Утверждаю Директор школы __________ Дугинова Л.Н. «___» ___________2013год
Образовательная программа « Юный турист»
Возраст обучающихся: от 12до 16 лет Срок реализации программы: 2 месяца
Учитель географии: Хайруллина Ф.В.
Календарно – тематический план объединения «Юный краевед и юный турист»
|
Форма входа
Поиск
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||