Понедельник, 06.05.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Хайруллиной Ф.В.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Туристко-краеведческая работа

 

 

туристическая команда школы на районных туристических соревнованиях - 2013

Мы на вершине Большой Иремель. 2010 год.

Туристско – краеведческая викторина – 2009

 

  1. Назовите типы костров для варки пищи :

а.)шалаш  б) колодец  в) звездный  г)таежный  д) нодья.

2. Из семян какого растения получают манную кашу:

а) ячмень  б) пшеница  в) рожь  г) просо  д) овес

3. какое дерево для костра имеет наибольшую теплоотдачу:

а) липа  б) осина  в) ольха  г) дуб  д) сосна

4.если угли в костре быстро покрываются золой и тлеют, то это:

 а) к дождю б)к ветру в) к хорошей погоде

5. В походе по тайге, где нет населенных пунктов, троп и дорог, наиболее безопасный путь движения следует выбрать:

а) по азимуту б) по гарям в) вдоль рек

6.каково расстояние на местности, если на карте это расстояние 8 см., а масштаб 1:10000

а) 800м.  б)80см.  в) 8 км.  г) 800м.

7. Нарисуйте топознаки: родник, болото, кустарники, тропа, смешанный лес

 

8. В каком из вариантов правильно расположены буквы и числа

  а) 0  90  180  270   б) 0  90  180  270   в) 0  90  180  270   г) 0  90  180  270

      С  Ю  В     З           З  В    Ю    С         С  З     Ю   В          С  В   Ю    З

9. Какой узел применяется при спуске «самостраховкой»:

   а) булинь б) брамшкотовый в) схватывающий г) стремя

10. что означает знак:

 а) да б) попытаемся взлететь в) требуется карта и компас г) нужны медикаменты д) нужен врач.

11. Назовите Героев Советского Союза из нашего района

12. Назовите площадь Бураевского района и год образования.

13. Назовите деревню, где в сентябре 1774 года произошло сражение армии Салавата Юлаева с армией Рылеева.

14. Назовите героя гражданской войны, выходца из нашего района.

15.  Сколько памятников установлено в с. Бураево, назовите их.

16. Какие травы можно использовать от натирания ног в походе.

17. У какой деревни в нашем районе была  стоянка древних людей.

18. Назовите Героя Советского Союза из Бураевского района, чей 85 –летний юбилей отмечали 2 мая 2009 года

19. Сколько лет исполнилось образованию Башкирской Советской автономии

20. Назовите самую ближайшую железнодорожную станцию.

Трехдневный зачетный поход - Белорецкий район. Скала "Семь братьев". Сентябрь 2012 года.

Доклад о туристско-краеведческой деятельности

Выступление на семинарском занятии учителей географии

Бураевского района РБ

О туристско – краеведческой работе в школе.

 Из опыта работы учителя географии МОБУ СОШ д. Новотазларово Хайруллиной Ф.В.

 

Еще в XVIII веке великий ученый-педагог Ян Амос Коменский в своей книге

 « Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое.

Д.Д.Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: « Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Однако в школьной программе по географии для школьного краеведения не отводится достаточного времени, вот и получается так, что преподаватели географии  в большинстве случаев по собственной инициативе занимаются краеведением и туризмом. Но всегда надо помнить и знать о том, что именно знания о своем родном уголке вызывают интерес, развивают эмоциональное отношение к окружающему миру, способствуют у учащихся развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.

Краеведение – это не обязанность, а увлеченность человека, занимающегося интересным для него делом. Но  каждый из нас, географов понимает, насколько надежным инструментом воспитания учащихся является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества : чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви и бережного отношения к природе, к земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, чувства уважения к людям труда. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек вырос и живет.

Итак, туристско- краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии в этих условиях – формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», и все это предполагает осмысливание более эффективных средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся. Как любой учитель, в своей работе я применяю различные приемы и методы, но за все годы работы учителем географии я больше всего времени отдавала краеведению и туризму. Стараюсь я реализовать краеведческий принцип обучения, используя разнообразные формы и методы, средства обучения. Это практические работы, экскурсии, походы, исследовательская деятельность учащихся и т.д. В организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов: первый – это комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края – природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства, народных промыслов. Но как вы все понимаете охватить все это одному учителю это невозможно, для организации краеведческой работы в нашей школе привлекаются учителя истории, литературы, биологии и т.д. вторым принципом является поисково-исследовательское направление в изучении родного края, которое способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся, развитию творческих способностей.

Выделяются два направления в краеведческом принципе обучения: географо-краеведческая работа на уроке и внеклассное краеведение.

Целью обязательной географо-краеведческой работы на уроке является успешное выполнение программы. Для этого я использую бытовые наблюдения и краеведческий материал, пытаюсь вызвать у учащихся ассоциативные связи между фактами их повседневных наблюдений окружающей среды и теоретическим материалом, т.е. реализовать обучение по принципу «от близкого к далекому». ( коротко о ведении наблюдении за погодой, о оставлении графиков, розы ветров, о составлении характеристики климата своей местности и сравнений с климатограммой  г.Бирска).

Особую роль играют в развитии краеведческих знаний уроки-экскурсии, которые предусмотрены по программе в 6, 8 классах.( о том, как уч-ся 6 кл. составляют описание рельефа, вод своей местности). Например, при изучении тем «Воды и водные ресурсы» в 8 классе и в 6 классе «Реки. Озера» мы рассматриваем не только крупные географические объекты, но и малые реки, озера своей местности. Определяем речную систему, речной бассейн, даем характеристику рек Бигайле, Азяк, Б.Танып. При этом учащиеся понимают о необходимости охраны не только крупных, но и малых рек и озер. ( паспорта этих объектов составлены ).(об использовании краеведческого материала по экономической географии в курсе географии в 9 классе)

Внеклассное краеведение, цель которого – практическое изучение родного края, во многом опирается на теоретические знания учащихся, дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению местности. Все годы работы в школе я вела краеведческий кружок, последние два года мы работаем как педагоги дополнительного образования. Разработала образовательные  программы «юный краевед и юный турист», «музейное дело», « Географическое краеведение». Эти программы разработаны по реальным возможностям и предусматривают изучение не только физической, но и социальной географии, этнографии, истории населенного пункта, культуры местного населения, предусматривается также экологическое воспитание. Формы и методы реализации программы разнообразны. Это программные занятия, экскурсии, практикумы на местности, туристические походы, тематические вечера и внеклассные мероприятия. Для реализации задач курса я использую карты, атласы, коллекции минералов, типов почв, гербарии, альбомы из музея, фотоматериалы и т.д. Помогает при этой работе то, что я все эти год работаю руководителем школьного исторического музея, где силами краеведов собран большой материал об истории, природе и культуре своего края. Работает совет музея, который занимается систематизацией  экспонатов. Члены совета музея активно участвуют при организации экспозиции, при сборе новых экспонатов для музея, организуются мини -экскурсии, лекции для младших школьников. Музей паспортизован.  В 2007 году приняли участие в переаттестации школьных музеев РБ и вошли в состав лучших школьных музеев РБ. Ежегодно участвуем в конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества» и неоднократно занимали призовые места на районном  и республиканском уровне по номинациям «Родословие. Земляки», «История образования и детского движения», «Военная история».  Участвовали в республиканском конкурсе юных экскурсоводов «по малой родине моей» в номинации «Тематические экскурсии» и наша ученица Шайхутдинова Гульчачак заняла 2ое место. Ежегодно участвуем в республиканской заочной краеведческой викторине «Страна заповедная- Башкортостан» и республиканском конкурсе по туристским походам среди учащихся. Участвуя в республиканском конкурсе «Юный этнограф» учащиеся Ахметшина Динара и Саяпова Ляйсан заняли второе место и награждены почетными грамотами. Ежегодно также члены туристско-краеведческого объединения занимают призовые места по КТМ, по ТПТ, по конкурсной программе на районных туристических соревнованиях.

Краеведение и туризм это надежная нить, на которую благодатно нанизывается все, что имеется в методическом арсенале учителя. Краеведческому принципу обучения с использованием интеграционных межпредметных связей способствует внеклассная работа, и в первую очередь походы и экскурсии, во время которых расширяется сфера общения, накопление положительного опыта поведения, создаются условия для формирования нравственных качеств личности, воспитываются чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощь и взаимовыручка. Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные нормы общежития приобретают весьма конкретную жесткую реальность ( по  принципу «хлеба горбушка, и то пополам»). Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание того, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это воспитывает ответственность, взаимовыручку, бережливость.

Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций. К.Д.Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт сам по себе имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать слову педагога, а день, проведенный ребенком среди лесов и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье.

 

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Новотазларово

муниципального района Бураевский район РБ

 

 

 

 

 

 

                                                                            Утверждаю

                                                                 Директор школы __________

                                                                                             Дугинова Л.Н.

                                                                      «___» ___________2013год

 

 

 

 

 

Образовательная программа

« Юный турист»

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: от 12до 16 лет

Срок реализации программы: 2 месяца

 

 

 

 

                                                                Учитель географии: Хайруллина Ф.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план объединения

«Юный краевед и юный турист»

 

№п/п

Наименование тем

Кол-во

Календ.

сроки

1

Вводное занятие. Понятие о краеведении. Географическое

Краеведение

 

 

2-3

 

 

4

История моего села. Источники знаний о прошлом села. Происхождение названия деревни. Фамилии. История близлежащих деревень.

Географическое положение села. Площадь, протяженность с севера на юг, с запада на восток.

 

 

5-6

Практическое занятие на местности. Определение географического положения. Составление плана местности.

 

 

7-8

Экскурсия на гору Кизганка. Рельеф своей местности. Основные формы рельефа. Горные породы, их использование. Изучение обнажения. Горных пород.

 

 

9-10

Экскурсия в г. Уфу. Экскурсия по музеям, по городу. Посещение театра.

 

 

11-12

Обработка результатов наблюдений во время экскурсии на гору Кизганка. Составление описания обнажения каменного карьера. Работа с коллекцией горных пород и минералов.Горные породы и полезные ископаемые своей местности.

 

 

13-14

Геологическое развитие территории. Геологические этапы. Основные полезные ископаемые. Карьер по добыче строительного материала: щебенки у д. Новотазларово, у д. Утяганово.

 

 

15-16

Практические занятия. Составление паспорта Утягановского месторождения строительного камня.

Полезные ископаемые Бураевского района.

 

 

17-18

Внутренние воды. Реки. Характеристика рек: Б.Танып, Бигайле, Азяк.

Озера. Болота. Подземные воды. Болота низинные и верховые. Осушение болот в нашей местности. Значение болот. Родники.

 

 

19-20

Практические занятия. Составление характеристики рек, подземных вод, болот. Оценка качества воды. Охрана вод.

Как составлять паспорт географического объекта. Составление паспорта родника «Салкын чишма».Выявление источников загрязнения своей местности.

 

 

21-22

Историческое краеведение. Знакомство с историческим музеем школы.

Школьное краеведение. Что изучают юные краеведы. Высказывания писателей, ученых об изучении родного края.

 

 

23-24

Источники изучения родного края.

Вещественные источники, памятники, орудия труда, предметы быта, оружие, военное снаряжение, монеты, медали, значки.

 

 

25-26

История моего края. Общие сведения. История моей деревни. Первые упоминания о моей деревне. Крестьянство, его роль в становлении и развитии деревни.

 

 

27-28

Поисковая и исследовательская работа. Встречи с старшими, пожилыми людьми, сбор информации об истории, о развитии деревни, о развитии деревни в 20 веке

 

 

29-30

 

31-32

Создание лекторской группы для организации и проведении тематических лекции.

Подготовка лекторов по теме «Этнография», «Мой край в годы ВОВ». Практические занятия.

 

 

33-34

Подготовка лекторов по теме «Известные люди моего края. Искандар Саяпов- заслуженный художник РБ.», «Как яркая звезда…»- о Гилемхане Мирхазове.

 

 

35-36

Оформление витрин школьного музея. Систематизация. Работа по инвентаризации. Правила работы в музее Начало создания картотеки на экспонаты.

 

 

37-38

Практическая работа в музее. Знакомство с экспонатами (продолжение), их зарисовка, составление описания подлинников.

 

 

39-40

Практическое занятие: сбор вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием источников: фотографии, документы, книги, марки, конверты, открытки, плакаты, ювилирные изделия.

 

 

41-42

Творческая работа (по желанию): «Старая фотография рассказывает», «Мой прадедушка-участник войны», «Мои родители в молодости»

 

 

43-44

Сбор письменных источников: рукописи, дневники, письма, записки, документы учреждения, книги, листовки, объявления ит.д. Обработка материалов. Выставка.

 

 

45-46

Экскурсия на районный краеведческий музей. Слушание лекции. Знакомство с документацией – как правильно оформлять прием экспонатов, как хранить экспонаты.

 

 

47-48

Сбор устных источников: преданий, легенд, сказок, частушек, поговорок и загадок у местного населения по д.Тазларово, Ст.Тазларово, Чишма – Бураево.

 

 

49-50

 

 

51-52

Воспоминания, рассказы ветеранов ВОВ – свидетелей исторических событий. Встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда.

Наблюдение за погодой. Климат своей местности. Описание погоды по сезонам года.

Описание климата по климатограмме Бирской метеостанции.

 

 

53-54

Составление графиков температур воздуха за месяц, за год. Составление диаграммы количества осадков по месяцам, составление розы ветров по итогам наблюдений за погодой.

 

 

55-56

Погода и человек. Влияние климата на здоровье человека. Охрана воздуха от загрязнения. Степень загрязнения воздуха в нашей местности.

 

 

57-58

Почвы, их использование и охрана. Знакомство с почвенной картой колхоза «Изучение основных почв по механической составу. Составление картосхемы размещения типов почв. Охрана почв.

 

 

59-60

Растительный и животный мир. Работа с гербарием. Охрана лесов. Охрана животных.

Игра « Знаешь ли ты правила поведения в природе?» Разработка рекламного листа, плаката на экологическую тему, рисунка (по желанию учащихся).

 

 

61-62

Туризм. Виды туризма. Туризм в Башкортостане.

Туристское снаряжение. Практическое занятие.

 

 

63-64

Туристские навыки. Каким должен быть турист. Как готовиться к походам. Практическое занятие.

Медицина, оказание первой помощи. Медицинская аптечка. Практическое занятие.

 

 

65-66

Топографические знаки. Ориентирование по компасу, по местным признакам. Определение расстояния по карте, направлений и крутизны склона. Практ.занятие.

Определение расстояния до объекта,  высоты дерева, ширины реки.

 

 

67-68

Узлы и их применение. Практическое занятие. Сигналы бедствий.

 

 

69-70

КТМ.Основные этапы. Тренировка.

 

 

71-71

Туртехника, основные этапы. Тренировка.

 Поход выходного дня. Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz