Вторник, 07.05.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Хайруллиной Ф.В.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Творчество учащихся

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д.Новотазларово»

муниципального района Бураевский район

Республики Башкортостан

Декоративно-прикладное искусство местного населения

                         Учебно-исследовательская работа

в номинации культура Башкортостана

Автор:  Саяпова Ляйсан,

ученица 9 класса

Руководитель Хайруллина Фанзира Вафиевна,

учитель культуры Башкортостана

2010 год.

Введение. Истоки декоративно-прикладного искусства. Виды, зависимость от характера хозяйственной деятельности башкир.

Я, ученица 9 класса, Саяпова  Ляйсян, тему для участия в конкурсе исследовательских работ выбрала не случайно. Мы с нашими одноклассниками являемся активными членами совета исторического музея нашей школы. В музее мы ведем поисковую, лекторскую, исследовательскую работу, собираем экспонаты для экспозиции музея среди населения.

Самой главной экспозицией нашего музея является этнография, а в этой экспозиции самое важное место занимают предметы декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней образцы ткачества, вышивки, художественной обработки дерева, кожи, особенности украшения одежды и жилища представлены в нашем школьном историческом музее.

Итак, начнем с давних времен. Истоки декоративно-прикладного искусства нашего местного населения, точно так же как и любого другого народа, уходят  в глубь веков. Население нашего края занималось земледелием, рыболовством, охотой, бортничеством, а декоративно-прикладное  искусство не могло существовать отдельно от этих видов деятельности. В произведениях  декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир и других народов нашего края: татар, мари, удмуртов.

Любая вещь в отделе этнографии является прекрасным образцом того, что наши бабушки были на все руки мастера. Скорее всего все женщины раньше были просто обязаны владеть искусством и вышивания, и ковроткачества, и вязания. Это сейчас мы покупаем все в магазинах, а тогда было принято делать все своими руками!

Чтобы лучше понять, осмыслить всю эту красоту, мы решили глубже и серьезнее изучить эту тему. Что же такое декоративно-прикладное искусство, и как оно связано с жизнью местного населения в прошлом и сейчас.

Глава I. Назначение предметов декоративно-прикладного искусства, наиболее распространенные виды в нашем крае.

Декоративно-прикладное искусство – один из наиболее древних видов художественного творчества. Оно живет в предметах, выполненных по законам красоты. Вещи, которые окружают нас, помогают в повседневной жизни и создают уют, могут иногда иметь свой художественный образ. Тогда они становятся настоящими произведениями искусства. Декоративно-прикладным называют искусство создания художественных изделий, которые имеют практическое назначение, используются в быту и, кроме этого, отличаются красотой формы и художественной отделки. Название  этого вида искусства состоит из двух слов. Слово «прикладной» означает полезный, имеющий практическое применение. Слово «декоративный» происходит от французского «декор» – украшение. Во все времена люди старались создавать не только полезные и удобные предметы быта, но добиваться красоты и образности в оформлении их внешнего облика.

В истории каждого народа лучшей школой эстетического воспитания было создание и украшение своего дома, его предметно-бытовой среды. В наших краях женщины способствовали воспитанию детей в духе народных национальных традиций. Но в советскую эпоху этому уделялось очень мало внимания, и многие произведения декоративно-прикладного искусства к великому сожалению были утеряны навсегда. В последние годы развитию этого вида искусства уделяется много внимания, это так и должно быть.

Очень часто мастера декоративно-прикладного искусства создавали предметы, основное назначение которых чисто декоративное – украшение интерьеров домов. Изделия декоративного искусства создаются в небольших количествах. Они обладают индивидуальной неповторимостью, это уникальные произведения, хранящие отпечаток личности их творца.

В произведениях народного искусства живут мысли и чувства народа, нашедшие свое выражение в красках, линиях, в формах. Восприятие красоты жизни, отношение к окружающей природе выражается в образах народного художественного творчества, в орнаменте. Все, что их объединяет, это жизнерадостность, веселое праздничное настроение, красочность и декоративность. Смелые, контрастные сочетания цветов, их чистота и звонкость – эти черты характерны для всех предметов народного искусства.

От поколения к поколению передаются и совершенствуются лучшие приемы и способы изображения, и отвергаются неудачные, менее выразительные. В изделиях народного искусства живут душа и талант многих мастеров.

Среди самых распространенных предметов декоративно-прикладного искусства в наших краях можно назвать узорные ткани, ковры и паласы, национальную одежду, вышитые полотенца, скатерти, резьбу, украшающую деревянную архитектуру.

Кроме ковров и паласов, в убранстве дома большую роль играли вышитые изделия. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, салфетки и другие предметы быта, одежда. Женщины нашего края знали определенные приемы выполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит.

Вышивальщицы наши знали множество приемов узорного шитья – тамбур, гладь, счетная вышивка и т.д. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Богатство народного творчества сохранилось и до наших дней, что делает нашу жизнь более красивой и уютной.

Глава II. О жизни и творчестве известных рукодельниц и мастериц. Индивидуальность и неповторимость их творчества.

У каждого народа были и есть мастера, которые достигли вершин в каком – либо виде декоративно – прикладного искусства. Таких мастеров у нас много.  О некоторых из них  мы и хотим рассказать в своей исследовательской работе.

В нашей деревне Новотазларово живет Гильванова Зухра апа – умелая рукодельница. Она родилась 25 октября 1933 года, по национальности башкирка. В настоящее время проживает в деревне Новотазларово, пенсионерка.

Зухра апа и вяжет, и вышивает искусно. Она в год начала Великой Отечественной войны 1 сентября пошла учится в первый класс. Для нее это был радостный день. Но он был омрачен: отец Гильванов Набиулла ушел на фронт и не вернулся. В 1942 году пришла похоронка. Ее мать Миннеямал овдовела. Она тоже была рукодельницей, ткала паласы, полотенца, занавесы на станке. Для своих детей все шила сама вручную. Вышивала красиво. Зухра апа всему училась у своей матери.

Она уже в восемь лет вязала косынки, шали. Они держали кроликов, овец. Из шерсти пряли, готовили нитки. Шали продавали на базаре в Бураево. Еще Зухра апа вязала крючком салфетки, большие скатерти и покрывала для кроватей, кружева. На деньги покупали нитки. Деньги получали от продажи молока, масла на базаре.

Зухра апа  – умелая вышивальщица. Кто только не любовался вышитыми ею фартуками, наволочками, салфетками, кофтами, платками. Она известна всем. Она вышивала и по заказу; раньше женский вышитый фартук стоил 2 рубля 50 копеек.

Зухра и Фатих Гильвановы воспитали четверых детей: две девочки, два мальчика. Все они остались жить в родной деревне, имеют семьи. У них девять внуков. Она передает все своим детям и внучкам: учит их вязать спицами, крючком, вышивать. Устраивают выставки в школе.

Семейные традиции, обычаи передаются из поколения в поколение. Зухра апа смогла научить своих детей и внуков рукоделию. Они тоже искусно вышивают, вяжут, просто загляденье. Ее внучка Эльвина учится на художника – дизайнера. Это ли не доказательство того, что истоки воспитания в семье, в родном доме, где человек осваивает художественные ценности и традиции родной культуры.

В деревне Чишма-Бураево живет еще одна умелая рукодельница. Это Хисамова Назира апа. Она родилась в 1939 году в д. Новотазларово. Росла как все тогда деревенские девочки, помогала по дому. Рано научилась вязать, шить. Вышивать научилась в 7 классе, когда была в гостях в д. Азяково. Она там увидела очень красивые вышитые вещи у своей тети.

Когда поступила в 8 класс, у нее заболела мать, ей пришлось бросить школу. Назира апа начала работать в колхозе. Потом вышла замуж за парня из д. Чишма-Бураево, и с тех пор она живет там. Вместе со своим мужем они вырастили прекрасных четверых детей.

Назира апа очень любит рукоделие. Она красиво вышивает и вяжет. Столько красивых вещей можно увидеть не в каждом доме. Если вообще красота свойственна самой природе человека, то Назира апа наполнила этой красотой свой очаг, свой родной дом. Так уютно себя чувствуешь в этом небольшом деревянном домике, где все дышит любовью к близким, где сохранилось тепло. Рассматривая вышитые ею ковры, мы расспрашивали у Назира апа, как она все это делает. И вот что она рассказала.

Для того, чтобы вышить такой ковер, нужны шерстяные (овечьи) нитки. Нитки она готовит сама, прядет, моет, потом она их красит специальными красками для шерсти. Цвета выбирает яркие:  красные, зеленые, желтые. Потом обязательно держит в уксусе, чтобы цвета были яркими, не линяли. Для основы ковра или накидки, покрывала она использует грубый холст (киндер), на котором вышивает этими шерстяными нитками. Создает узоры сама, придумывает по ходу, как она сама говорит. Особенно красиво получаются у нее розы.

Кроме вышивки, она занимается вязанием. Связанные ею варежки, носки, шарфы, шали превращаются не только в нужную и полезную вещь, но и в творение.

Это искусство. Народное искусство, которое передается из поколения в поколение, но не всякий может стать таким мастером. Для этого нужно иметь во-первых огромное желание, большое трудолюбие, стремление порадовать другого  человека своим трудом. Ведь кого только не согревали в холодные  зимние дни ее теплые шерстяные носки, варежки, шарфы. Она дарит их своим детям, внукам, односельчанам.

 

Заключение. Традиции декоративно-прикладного искусства не исчезают. Продолжателями будем мы…

Когда мы вышли из ее дома, на улице светило солнце, дарящее нам всем свет и тепло. Такая и Назира апа, она дарит людям  радость, свет и тепло, побольше бы таких людей на земле!

На улице весна, все цветет и земля просыпается. В нашей душе проснулась любовь к народному искусству. Эту искорку любви к искусству мы хотим перенять у народных умельцев и передавать дальше своим детям.

В нашей школе продолжаются традиции декоративно – прикладного искусства. Девушки на уроках обслуживающего труда учатся вышиванию, вязанию крючком и спицами, моделированию. Конечно же характер и виды декоративно – прикладного искусства заметно изменились. Вместе с теми изменениями, которые происходили в быту, менялись материалы, цветовые особенности, технические приемы, узоры. Современные мастера декоративно – прикладного искусства работают также в техниках, как батик, гобелен, витраж и многих других. В нашей школе на профильных курсах изобразительного искусства учащиеся занимаются батиком. Это все говорит о том, что традиции народного искусства не исчезают, а продолжаются. Продолжателями будем мы…

 

 

Изображе_0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашем музее бережно хранятся вышитые полотенца, скатерти, узорные ткани, национальная одежда, ковры, шаршау. Все эти предметы созданы мастерами – рукодельницами, каждый из которых обладает своим почерком, стилем создания. Эти экспонаты очень нам дороги, и мы стараемся сохранить не только как музейный экспонат, но и как память о наших известных мастерицах.

9 мая 075

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узорное ткачество – одно из распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Ткани выделывались из шерсти, конопли, крапивы, льна и хлопка. Среди самых распространенных тканых изделий – полотенца, скатерти и занавеси. Самый распространенный цвет – красный, который дополняется желтым и зеленым, а иногда и черным.

9 мая 077

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орнамент на скатертях и шаршау чаще всего – сетчатый, он заполняет всю поверхность изделий, а по краям  проходит широкая кайма. Самые распространенные узоры включают геометрические мотивы, стилизованные рогообразные завитки, розетки.

 

9 мая 080

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изделия декоративно-прикладного искусства уникальны тем, что они создаются в единичных экземплярах. Они обладают неповторимостью, это уникальные произведения, хранящие тепло, душевную красоту мастера.

9 мая 092

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сундуке Зухра апа хранятся, как самые дорогие воспоминания о молодости, разноцветные вышивки, кружева. салфетки, скатерти. Спасибо ей за то, что она передает из поколения в поколение духовное богатство народа.

 

img179

Зухра апа учит рукоделию своих внучек

9 мая 095

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот такие красивые наволочки вышивала Зухра апа в молодости.

 

 

9 мая 094

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие занавески готовили девушки перед замужеством.

9 мая 047

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремление к красоте и удобству, потребность создания тепла и уюта – все это объединяет изделия народных мастеров.

 

9 мая 053

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народное искусство передается из поколения в поколение, но не всякий может стать таким мастером.

9 мая 055

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы тоже хотим научиться искусству вязания

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. М.Сокольникова.  «Изобразительное искусство. Основы композиции» М.,

изд. Титул,  2004 год.

2. М.Сокольникова. «Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов». М., изд. Титул, 2001 год.

3.  Ф.Т.Кузбеков. «История культуры башкир». Уфа,  Китап, 1997 год.

4. Л.Соколова. «Народные умельцы». Уфа, Башкирское  книжное издательство. 1985 год.

5. Башкортостан краткая энциклопедия. Научное издательство «Башкирская Энциклопедия». Уфа, 1996 год.

6. Мавлетов В.С. «История и культура Башкортостана. Хрестоматия» Уфа. 2003 год.

 

�3si`� pE r-ideograph;text-indent:27.0pt;line-height:normal'>Список использованной литературы

 

 

1. М.Сокольникова.  «Изобразительное искусство. Основы композиции» М.,

изд. Титул,  2004 год.

2. М.Сокольникова. «Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов». М., изд. Титул, 2001 год.

3.  Ф.Т.Кузбеков. «История культуры башкир». Уфа,  Китап, 1997 год.

4. Л.Соколова. «Народные умельцы». Уфа, Башкирское  книжное издательство. 1985 год.

5. Башкортостан краткая энциклопедия. Научное издательство «Башкирская Энциклопедия». Уфа, 1996 год.

6. Мавлетов В.С. «История и культура Башкортостана. Хрестоматия» Уфа. 2003 год.

 

 

 

 

 

 

 

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz