Ҡурайҙа “Урал” башҡорт халыҡ йыры уйнала, балалар сығып теҙеләләр.
1. Башҡортостан – һин һөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы.
2. Дан һиңә, Башҡортостан!
Илен һөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!
3. Башҡортостан – һин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.
4. Республикам, йондоҙ булып балҡы һин,
Күкрәп йәшә, гуҙәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә һүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ.
5. Тыған көнөң менән, Республикам,
Татыулығы һәр бер милләттең.
Тыныс йәшәү һинән-минән тора,
Тыныс йәшәү менән ҡиммәтһең.
Йыр “ Ҡояшлы ил”
7. Гүзәл илдә тыуҙым, баҫып торам.
Баҫҡан ерем – Урал ҡайрағы.
Мосолманлыҡ, паҡлыҡ һәм зәңгәр күк –
Башҡортостанымдың байрағы.
8. Ихлас илдә тыуҙым, күп милләтле.
Дуҫлыҡ иле бит һин, бергенәм.
Халҡым йәшәр, йәшәйәсәк, беләм,
Башҡортостан – ғорур илгенәм!
9. Республикам!
Алыҫ ерҙәрҙә лә
Һиҙәм һинең тупраҡ еҫеңде,
Һәм төшөмдә, ғашиҡ егет һымаҡ,
Ҡабатлайым һинең исемде.
10. Бер секундка ғына
Күҙ йомһам да,
Алға баҫа урман, ҡырҙарың…
Һағыныуым – минең мөхәббәтем,
Һәм тауышым – минең йырҙарым.
Йыр “Танып вальсы” К.Мөхәяров көйө
11.Три цвета носит флаг республики моей.
Окрашен он самой природой –
Цветок курая золотом на флаге-
Древнейший символ моего народа.
12. Три цвета на полотнище – зеленый, белый, синий.
Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,
Доброжелательность, спокойствие народа,
Как рек башкирских чистая вода!
13. Цвет белый – миролюбие, открытость,
Здоровье нации, сотрудничать стремленье,
И обретенье силы в суверенном государстве,
И гордости национальной пробужденье.
14. зеленый – это цвет свободы, вечной жизни.
Как зелены холма, леса, луга,
Как ветер вольный из степей башкирских
Ласкает Агидели берега.
15. Цветок курая – символ дружбы,
А семь соцветий означают семь племен,
Начало положивших единенью
Народов с незапамятных времен.
16. Республика моя!
Ты – свет в очах,
Твои заветы нерущимы.
Ты – колыбель моя,
Ты – мой очаг,
Ты – жизнь моя,
Мой мир любимый.
17. рано утром я встаю,
Песню радости пою.
Ты, родной башкирский край,
Меня с солнышком встречай!
18. Шумят, поют березы на ветру.
Ах. Эта песня! Как она знакома!
Как сладко эту песню поутру
Мне слышать у родительского дома!
19. лес липовый,
Вишневая гора,
И улица, поросшая травой,
И вьюг лихих морозная пора…
Здесь я рожден.
Здесь край родимый мой.
Песня “Край родной”
20. Ҡырҙарыңда иген тулҡынлана
Аҡрын иҫкән таңғы ел менән,
Ҡара алтын һибә вышкаларың,
Башҡортостан минең ил генәм!
21. Аҫыл таштан тора ҡаяларың,
Ҡырағай йәнлеккә бай урманың,
Бормаланып аға йылғаларың,
Тыуған илем – башҡортостаным!
22. Буйҙарыңды гиҙҙем, буйланым,
Гүзәллеген күреп туйманым,
Ғумеремде һиңә бағышланым,
Тыуған илем – Башҡортостаным!
23 Тыуған көнөң менән, Республикам,
Тыған көнөң менән милләттәш!
Бәхет кенә теләп бер-беребеҙгә,
Тупланайыҡ милләт, дуҫ-иптәш
Йыр “Башҡортостан – тыуған төйәгем”
Составила: учитель культуры Башкортостана МОБУ СОШ д.Новотазларово
Хайруллина Ф.В.
Викторина к дню республики
для учащихся 5-7 классов
Назовите авторов текста гимна республики Башкортостан
Назовите авторов флага республики Башкортостан
Назовите народного поэта РБ, автора повести «Долгое-долгое детство»
Сколько районов в РБ
Когда была основана Уфа
Назовите Героя Советского Союза из Бураевского района, чей 85-летний юбилей отмечали в мае 2009 года
Назовите художников из нашего района, чьи работы выставлены в художественной галерее нашей школы
Назовите героев Советского Союза из нашего района
Назовите автора герба РБ, автора гимна РБ
Назовите скульптора памятнику Салавату Юлаеву в г.Уфе
Когда и где родился Салават Юлаев
Назовите памятник древней живописи в Башкортостане
Сколько мавзолеев раннемусульманской культуры сохранились на территории Башкортостана
Назовите композитора, народного артиста СССР, автора опер «С.Юлаев», «Послы Урала», «Шаура»
Национальный гимн башкирского народа
Кто впервые оставил письменные сведения о башкирах
Назовите первого профессионального художника из башкир
Назовите самое большое озеро в Башкортостане
Назовите автора герба и флага Бураевского района
Назовите день Конституции РБ
Вечер, посвященный к Дню Республики Башкортостан
«Россия и Башкортостан – навеки вместе».
Цели и задачи: расширение кругозора учащихся о природе, истории, культуре своей республики;
учить учащихся играть, соблюдать правила игры, быть хорошим собеседником;
воспитание любви к своей республике, уважения к символам, чувств патриотизма.
Программа вечера:
I.Организационный момент. Поздравление учащихся с праздником. Краткий рассказ о том, как республика готовилась к большому празднику. «Башкортостан сегодня».
II. Игра. Интеллектуальная игра 10 – 11 классы «Знай свое Отечество».
III. Игры, подвижные игры с учащимися 5 – 7 классов.
Вводное слово: Я рада приветствовать команды и пожелать им удачи!
Представляем вам компетентное жюри, которое оценит ваши знания.
Какие бы трудности в пути
Вам не встречались
Мы вам желаем,
Чтоб вы их не испугались.
Пройти все эти трудности сумели
И без потерь достичь могли б
Желаем всем:
«Ни пуха, ни пера!» (вместе)
I конкурс «Темная лошадка»
- Я загадала имя человека, сыгравшего в истории, в культуре важную роль. О каждом человеке есть семь подсказок. Если вы отгадаете о ком идет речь после первой подсказки, то вы получите 7 баллов, после второй подсказки 6 баллов и т.д. право ответа получает та команда, капитан которой первым поднимет руку.
Итак, будьте внимательны.
1.Жил и работал в Турции, где посвятил себя научной деятельности.
2.В 1953г. Возглавил открытый при Стамбульском университете институт исламских исследовании.
3.Руководил созданием Башкирского правительства
4.Его именем названа Национальная библиотека.
5. С апреля 1917 года был во главе башкирского национального движения.
6.Известный ученый – востоковед.
7.В Башкортостане учреждена общественная премия имени (Заки Валиди)
1.В 1928 – 1932 гг.учится в Московском хореографическом училище.
2.В 1933 – 1938 годах становится солистом Государственного ансамбля народного танца СССР.
3.В 1934г.возглавляет работу по организации башкирской национальной студии при Ленинградском хореографическом училище.
4.Создание в 1939 году ансамбля народного танца стало для него смыслом жизни.
5.Первые танцы, которые он поставил «Зарифа», «Гульназира».
6.Его именем назван ансамбль народного танца РБ.
7.В 1967г. удостоен Республиканской премии имени Салавата Юлаева.
II. Конкурс «Кто автор строк цитаты».
1.Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты мой Урал.
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе. (Салават)
2.Мой курай, зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира.
Все печали развей, мой курай
Чтобы дрогнуло сердце башкира. (Ш. Бабич)
3.Башкиры, всем нам нужно просвещение,
Невежд немало, редкость – обучение. (Акмулла)
4. Распелся нынче жаворонок рано
Еще ледок не стаял у ворот,
Еще в снегу заречная поляна,
А жаворонок – слышите!- поет. (Р. Гарипов)
5. Не русский я, но россиянин
Ныне, я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине
Водою рек российских напоен. (М. Карим)
6. Взгляни на глобус
Вот он шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной. (М.Карим)
III. Конкурс. « Логические цепочки»
Сейчас вам потребуется карточки с номерами 1, 2, 3. Конкурс заключается в следующем: я буду читать географические названия, а вы должны поднять карточки с номерами тех названий которые необходимы поменять местами, либо исключить. Карточки поднимаем только по моей команде. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Расставить названия городов в порядке убывания численности населения:
Уфа 2. Давлеканово 3. Стерлитамак
Реки названы в порядке убывания длины:
Танып 2. Караидель 3. Азяк
Озера названы в порядке возрастания площади.
Яктыкуль 2. Асылыкуль 3. Кандракуль
Горы названы в порядке убывания:
Гора Народная 2. Иремель 3. Ямантау
Все ли названые районы граничат с Бураевским районом?
4. Открытки изображающие, архитектурные и скульптурные памятники города Уфы:
1. Памятник Салавату Юлаеву 2.Монумент Дружбы
3. Здание театра оперы и балета 4. Мечеть Ляля-Тюльпан
5.Открытки, изображающие памятники природы:
1. Шульган-Таш 2.река Агидель 3. г. Иремель 4. озеро Асылыкуль
V конкурс «Башкирский быт»
Сейчас каждая команда получит предмет башкирского быта. Ваша задача, вспомнить название этого предмета, а также рассказать, для чего он предназначен, из чего сделан, как им пользовались, применяется ли сейчас в быту. ( агач тарак, маслобойка, веретено, весы)
VI конкурс. Блиц – турнир. Игра «Дальше…»
Вопросы для первой команды
Президент РБ.
День Конституции РБ.
Авторы флага.
Цвета флага РБ.
Что означает белый цвет на флаге.
Автор Гимна РБ.
Столица РБ.
Сколько деревень в нашем с/с.
В каком году принята Декларация о суверенитете РБ.
В каком году первые башкирские послы обратились с просьбой присоединения к России.
Памятник, олицетворяющий дружбу народов в Уфе.
Скульптор памятника Салавату Юлаеву.
Основание города Уфы.
Самая высокая точка РБ.
Сколько районов в республике.
Куда впадает река Азяк.
Памятник древней живописи.
Автобусы, выпускающие автозавод г. Нефтекамска.
Самая большая река РБ.
День РБ.
Вопросы второй команде:
1.Президент РБ.
2.День Конституции РФ.
3.Автор Герба.
4. Что изображено в центре Герба РБ.
5. Что означает зеленый цвет.
6. День утверждения Гимна и Герба РБ.
7. Центр нашего района.
8. Центр нашего с/с.
9. В каком году принята Конституция РБ.
10. В каком году был составлен договор о присоединении.
11. Самый красивый памятник в Уфе.
12. Скульпторы Монумента Дружбы.
13. Куда впадает река Белая.
14. Самое большое озеро РБ.
15. Глава администрации Бураевского района.
16. Родник, у которой мы отдыхаем.
17. «Дурная» гора.
18. Что выпускает Кумертауский машиностроительный завод.
19. Уникальное озеро у д. Старотазларово.
20. Где родился Салават Юлаев
VII. Подведение итогов. Награждение.
<p �"sm1="" ��="" style="margin-left:18.0pt">19. Уникальное озеро у д. Старотазларово.
20. Где родился Салават Юлаев
VII. Подведение итогов. Награждение.
Литературно-музыкальный монтаж ко Дню Республики Башкортостан
Составила учитель географии, ИКБ, музыки Хайруллина Ф.В.