№
|
Содержание
|
Кол.
час
|
Дата
|
Классная
работа
|
Самостоятельная
работа
|
Наглядные пособия, ТСО
|
Домашняя
работа
|
Примечание
|
Повторение пройденного материала (1 час)
|
1
|
Материальная и духовная культура. Место фольклора в культуре. Древние башкиры
|
1
|
|
Беседа о духовной и материальнаой культуре, их взаимосвязи, о месте фольклора в культуре, о древних башкиах.
|
|
Учебник
|
|
|
Исторический Башкортостан (5 часов)
|
2
|
Башкортостан в составе Золотой Орды.
|
1
|
|
Беседа о борьба башкир против нашествия монголо- татар, об особенностях взаимоотношений с завоевателями, о последствиях татаро-монгольского завоевания для них, о распаде Золотой Орды.
|
Написать имена башкирских ханов, показать территории. З.Орды на карте, маршруты кочевий башкир.
|
Учебник, карта, в/ф
|
Ответить на вопросы учебника стр.57
|
|
3
|
Вхождение Башкортостана в состав Русского государства.
|
1
|
|
Беседа о причинах, условиях и этапах вхождения башкирских племен в состав Русского государства, его историческое значение, о переселении русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана.
|
Выделить этапы вхождения башкирских племен в состав Русского государства; чтение документов чтение и обсуждение документов
|
Учебник иллюстрации
|
Ответить на вопросы учебника стр.63
|
|
4
|
Феодальное башкирское обществ, Его структура
|
1
|
|
Беседа о феодальном башкирском обществе, его структуре, о господстве общинной формы собственности на землю, о повинностях башкир государству, о территории и административном устройстве края.
|
Чтение докум. №1,2.
|
Учебник, иллюстрации, карта
|
Ответить на вопросы учебника стр.69
|
|
5
|
Колонизация края в 18 веке.
|
1
|
|
Беседа о колонизации края в 18 веке, о росте налогов и повинностей башкир, о попытке их христианизации, о строительстве заводов на Урале.
|
Чтение и обсуждение докум. №1,2. Составление таблицы
|
Учебник иллюстрации
|
Ответить на вопросы учебника стр.74
|
|
6
|
Башкирские восстания в 17-18 веках.
|
1
|
|
Беседа о восстаниях 17и 18 века, об их результатах, причинах поражениях, историческом значении восстаний, о
башкирских сэсэнах – духовных вождях в борьбе за национальную независимость.
|
Систематизирующая таблица о восстаниях
|
Учебник иллюстрации
|
Ответить на вопросы учебника стр.91
|
|
Башкирское народное творчество (4 часа)
|
7
|
Легенды и предания о происхождении башкирских племен, о борьбе против монголо- татарского нашествия
|
1
|
|
Знакомство с понятием «легенда», «предание», чтение легенд. Знакомство с тамгами северо-западных башкир.
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразии
|
Нарисовать в тетрадях тамги северо-западных башкир. Чтение легенд и преданий «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».
|
«Башкирское народное творчество».1 том, «легенды и предания», материалы праздника «Шежере», тамги.
|
Глава 2
|
|
8
|
Песни и предания о присоединении башкир к Русскому государству, о колонизации Башкортостана
|
1
|
|
Беседа о роли присоединения башкир к русскому государству. прослушивание песни «Урал».Триединое начало башкирского народного гимна. Чтение предания и беседа по содержанию
Беседа о колонизации края под видом купли продажи земель. прослушивание легенд песен
|
Иллюстрация к песни «Урал» Чтение преданий.
|
Учебник, магнитофон видео кассета
|
Закончить иллюстрацию
|
|
9
|
Песни и предания о башкирских восстаниях 18 в.
|
1
|
|
Рассказ о башкирских восстаниях 18 века. Прослушивание песен, чтение и обсуждение предании. Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века. Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».
|
Написать годы башкирских восстаний.
|
Учебник, магнитофон
|
Выучить песню «Пугачев и Салават»
|
|
10
|
Мифы и топонимические легенды, характерные для данной местности.
|
1
|
|
Чтение и обсуждение легенд «Девушка и месяц», «Большая медведица», беседа, ответ на вопросы Чтение и обсуждение легенд «Река Иргиз», «Катаево», «Откол».
|
Рассказ топонимических легенд своей местности.
|
Рисунки (творчество учащихся) Альбомы из исторического музея школы «история деревни», паспорты объектов.
|
Записать легенды о топонимике края
|
|
Писатели Башкортостана – детям (8 часов)
|
11
|
Г. Хусаинов. Жизнь и творчество. Рассказ «Семь родов».
|
1
|
|
Рассказ о творчестве писателя. Чтение отрывков из произведения. Обсуждение прочитанного.
|
Выступления уч-ся о биографии писателя
|
Портрет писателя, выставка книг,
|
Подготовить сообщение о биографии.
|
|
12
|
А. Бикчантеев. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
|
1
|
|
Рассказ о творчестве писателя. О героизме башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны. Исследованиях Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). Памятник А.Матросову в г.Уфе.
|
Чтение и обсуждение отрывков из повести «Орел умирает на лету».
|
Портрет писателя, выставка книг,
|
Собрать материалы об Александре Матросове.
|
|
13
|
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке.
|
1
|
|
Изучение новой темы Произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие).
|
Чтение и обсуждение, прослушивание стихов и песен
|
Учебник, магнитофон
|
Выучить стих Р.Гарипова
|
|
14
|
Н.Мусина. Рассказ «Сказания голубой речки»
|
1
|
|
Рассказ о творчестве писателя. Тема башкирских лесов в его произведениях.
|
Чтение и обсуждение отрывков из рассказа «Сказания Голубой речки».
|
Портрет писателя, выставка книг,
|
Рассказ о ветеранах -учителях
|
|
15
|
Жизнь и творчество С.Агиша и А.Карнай. Рассказы «Гнедко» и «В лесу».
|
1
|
|
Рассказ о творчестве писателей. Тема природы и человека в рассказе. «Жавронок», чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».
|
Чтение и обсуждение рассказов
|
Портрет писателя, выставка книг,
|
Рассказ о ветеранах - земяках
|
|
16
|
К Мергена. Жизнь и творчество. «Высота тридцати батыров».
|
|
|
Рассказ о творчестве писателя. Тема героизма защитников Родины в рассказе «Высота тридцати батыров».
|
Чтение и обсуждение рассказа
|
Портрет писателя, выставка книг,
|
Вспомнить биографию Г.Тукая
|
|
17
|
Творческий путь Г.Тукая. Произведения поэта для детей.
|
1
|
|
Рассказ о творчестве поэта. Произведения поэта для детей: «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».
|
Чтение и обсуждение произведений
|
Портрет, стихотворения для детей, учебник
|
|
|
Хозяйство и быт башкир (3 часа)
|
18
|
Скотоводство. Образ коня в фольклоре и музыке.
|
1
|
|
Беседа о скотоводстве–основном занятии древних башкир, о роли лошади в их хозйстве,об образе коня в фольклоре и музыке, о лечебных свойствах конины и кумыса, об
обработке кожи.
|
Чтение и обсуждение, прослушивание песен
“Лети, мой гнедой”.
|
Учебник, видеоматериалы
|
Подготовить выступление на тему «Скотоводство – основное занятие башкир».
|
|
19
|
Земледелие.
|
1
|
|
Беседа о земледелии, об орудиях труда, выращиваемых культурах
|
Чтение и обсуждение, прослушивание песен
|
Учебник, рисунки видеоматериалы
|
Что такое бортничество?
|
|
20
|
Бортничество. Обработка кожи. Лесные промыслы.
|
1
|
|
Беседа о бортничестве, об орудиях труда, о башкирском меде, о
лесных промыслах, об обработке дерева бересты, коры и лыка, о резьбе по дереву.
|
Рассказ о пчеловодстве
|
Учебник, видеоматериалы
|
|
|
Религия (3 часа)
|
21
|
Понятие о религии.
|
1
|
|
Беседа о религии, религиозных верованиях в обрядах и обычаях башкир, общее и различия в мировых религиях, о священных книгах Библии и Торе, схожесть сюжетов
|
Рассказ о религиях народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.
|
Учебник, Коран
|
Ответить на вопросы
|
|
22
|
Архитектура ислама. Христианство
|
|
|
Беседа об основании Духовного управления мусульман в Уфе (1789), архитектуре ислама, о мечетях, о различиях в интерьере мечетей и церквей.
|
Рассказ о церквях города Уфы
|
Учебник, рисунки видеоматериалы
|
Ответить на вопросы
|
|
23
|
Древний календарь. Лунный календарь. Мусаль
|
1
|
|
Беседа о древнем календаре мусульман Солнечный календарь. Лунный календарь. Двенадцатигодичный цикл смены времени – мусаль.
|
Легенда «Как возник мусаль?». Особое значение отдельных его годов.
|
учебник рисунки
|
На писать народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.
|
|
Письменность башкир (2 часа)
|
24
|
Орхоно- Енисейская письменность.
|
1
|
|
Рассказ о б Орхоно -Енисейской письменности и башкирских тамгах. Общее и различие в поэме Куль- Тегина и башкирского фольклора. Беседа по содержанию
|
Чтение отрывка из поэмы Куль –Тегина.
|
Учебник, башкирские тамги
|
Написать свое имя руническими буквами, ответить на вопросы стр128 (у)
|
|
25
|
Формирование книжного языка «тюрки». Шежере
|
1
|
|
Рассказ о появлении арабской письменности, о произведениях на тюрки и о их роли для развития башкирской письменности, особенностях письма Беседа о родословной. обсуждение прочитанного, особенности составления родословного дерева
|
Чтение отрывков из поэмы «Киса- и Йусуф». Написать характеристику Йусуфа
|
Учебник, арабский алфавит таблицы родословного дерева, родословные уч-ся
|
Написать свое имя на старом тюрки, прочитать поэму К. Гали Составить шежере своей семьи.
|
|
Театрализованные обряды и театр (2 часа)
|
26
|
Народные традиции и обычаи. Театрализованные обряды
|
1
|
|
Беседа о народных традициях и обычаях, об элементах театра в обрядах, народном творчестве, о
театрализованных обрядах. О Сабантуе как театрализованном народном празднике.
Об элементах театра в башкирской свадьбе.
|
”.Чтение отрывков из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.
|
учебник видеоматериалы
|
Вспомнить театрализованные обряды, проведенные в школе. Что такое театр?
|
|
27
|
Понятие о театре. Республиканский театр кукол.
|
1
|
|
Понятие о театре. Атрибуты и термины театрального искусства. Республиканский театр кукол..История возникновения и становления театра. Режиссеры, актеры, художники театра. Башкирская и русская его труппы. Репетуар. Международные гастроли.
|
Рассказ о театре кукол
|
учебник видеоматериалы
|
Ответить на вопросы
|
.
|
Орнамент и декоративно – прикладное искусство (3 часа)
|
28
|
Орнамент и декоративно-прикладное искусство.
|
1
|
|
Рассказ о своеобразии национального художественного восприятия мира у башкир. Башкирский народный орнамент, его красочность и многообразие. Элементы узора, цветовая гамма расположение элементов узора, основные орнаментальные комплексы.
|
Нарисовать башкирские узоры
|
Учебник, рисунки
|
Ответить на вопросы
|
|
29
|
Виды декоративно-прикладного искусства. Украшение юрты
|
1
|
|
Рассказ о видах декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.
|
Нарисовать башкирскую юрту
|
Учебник, работы учащихся
|
Ответить на вопросы
|
|
30.
|
Украшение бревенчатых домов.
|
1
|
|
Рассказ об украшении бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот, фронтонов, наличников. Разновдность и богатство резьбы.
|
Описать интерьер своего дома
|
Учебник, рисунки
|
Ответить на вопросы
|
|
Живопись3 часа
|
31.
|
Ислам и живопись. Профессиональное изобразительное искусство в Башкортостане.
|
1
|
|
Понятие об изобразительных искусствах, живопись как вид искусства. Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане. Основание Уфимского общества любителей живописи и его роль в объединении профессиональных художников (1913).
|
|
учебник
|
Изучить жизнь и творчество М.В.Нестерова, А.Э. Тюлькина
|
|
32.
|
Жизнь и творчество М.В.Нестерова. Творческая жизнь А.Э. Тюлькина
|
1
|
|
Рассказ о жизни и творчестве М.В. Нестерова. Человек и природа в картинах художника.
Основание Художественного музея в Уфе. Рассказ о творческой жизни и педагогической деятельность А..Э. Тюлькина. Натюрморты, родной город и край, предметы домашнего обихода, цветы в картинах художника.
|
Анализ картин «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту», “Восточный натюрморт”, “Избушка рыбака”, “Башкирская улочка”, “Старая Уфа”, “Цветущие окна”, “Гортензии”.
|
Учебник, репродукции картин
|
Рассказ о жизни и деятельности К.Давлеткильдиева
|
|
33
34
|
Творческий путь К.Давлеткильдеева. Творчество М.Н. Елгаштиной
Духовная и материальная культура родного села, района
|
1
|
|
Рассказ о жизни и творчестве К.С. Девлеткильдеева Педагогическая деятельность К. Девлеткильдеева. Рассказ о жизни и творчестве М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание театра кукол (1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах
Беседа о хозяйствеи быте, декоративно-прикладном искусстве местного населения, народных песнях. Посещение музеев района.
|
Анализ картин “Девушка в голубом”, “Девушка-башкирка”, “Башкир-охотник”. Портреты “Мажит Гафури”, “Гималетдин Мингажев”, “Автопортрет”. “Вечерний час”, “Весенние сумерки”, “Река Сим”, “Уфа уходящая”.
Тематические лекции в музеях
|
Портрет, репродукции картин, учебник
Музейные экспозиции Альбомы, лекции, исследовательские работы учащихся
|
Повторить все темы курса
|
|
35.
|
Заключение.
|
1
|
|
Закрепление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|